... BAT BLOG: posts/2016-04-26_xadada-idea.md
блог старой летучей мыши. /m/ /v/ /β/
   2016-04-26 14:14

XADADA, - путь к свободе

- Кратко про изобретательство, рынок IT, про то, как появился современный подход к монетизации мобильных приложений, и к чему это привело…

- Идея архитектуры проекта XADADA. Альтернатива существующим мобильным системам. Концепция PRO2PRO.

Первая часть сегодняшнего длиннющего поста - про изобретательство, рынок IT, про то, как появился современный подход к монетизации мобильных приложений, и к чему это привело…

Как вобще рождаются идеи? Это сложный вопрос. Может показаться, что идея приходит спонтанно, “просто так”, или её “высасывают из пальца”, но это далеко не так. Как правило, идея - это “выстраданное решение”, которое рождается от недовольства имеющейся ситуацией. Один художник изобрел тюбик из-за того, что его задолбало хранить смешанные краски в неудобных свиных пузырях. Другой художник изобрел телеграфную азбуку, потому что очень хотел общаться быстро. Логик изобрел концепцию карточных стратегических игр, потому что шахматы и их деривативы были для него слишком просты. Сидящий в тюрьме бунтарь изобретает зубную щетку, которой все пользуются до сих пор, - список этот можно продолжать бесконечно. Единственное, что объединяет все изобретения, которые стали действительно востребованными - это принцип “наболело!”. То есть - новые ноутбуки Apple, оснащенныее “революционной” сенсорной клавиатурой, новые BlackBerry на ведроандроиде, йотафоны с вторым е-инк дисплеем, ёмобили, нанокнигочиталки, и еще целый ряд “инноваций” никомушечки не интересны. А знаете - почему так? Существует теория решения изобретательских задач. Первым и главным продуктом всегда является поиск нетривиальной идеи при помощи творческого мышления. Цлью является получение решения определенной задачи, для которой нет существующего решения, либо оно неудовлетворительно. Ну да, жевали славяне и арабы деревянные палочки, и полученной размочаленной кисточкой чистили зубы, - и это, блин, всех устраивало на протяжении веков. А зубная щетка появилась в тюрьме, где заключенному бунтарю неоткуда было взять эти самые палочки. Пришлось решать изобретательскую задачу. Родилась зубная щетка…

Так вот, на сегодняшнем массовом рынке есть аж целых три программных платформы: Android(недоLinux), iOS/OSX(Darwin/mach3-drawin-*BSD), и Windows(недосистема в целом). Почему все они ущербны? Всё очень просто - их авторы не имели изначальной идеи. Тут необходимо сделать небольшое отступление - все современные системы эксплуатируют одну-единственную идею: идею “анального огораживания” пользователя. Спасибо, как говорится, Стиву Джобсу, который эту идею вынянчил, взрастил и вытолкнул в массы. Джобс исходил из того, что пользователь, в массе своей - идиот, кретин, придурок, и так далее, - существо ущербное, которому мозг достался как обременительное наследство, и пользоваться этим куском жира он не умеет, а потому, - должен быть изолирован от любой мыслительной деятельности, кроме интуитивной и потребительской. Для этого абстрактного существа были созданы графические интерфейсы, максимально упрощавшие взаимодействие пользователя с системой, для него же были созданые инфраструктуры по продаже приложений, ибо коров нужно доить, и доить максимально. Монетизация должна быть непрерывной, и окупать вложения в разработку модной смирительной рубашки. Джобс - молодец. Он сумел настроить работу своей компании, подобрать специалистов, грамотных, но исполнительных. Он сумел выдать концепцию простой и красивой системы, которая была скюморфна и привычна обывателю. Где-то в 2007-м году в салоне одного полосатого оператора связи мне довелось услышать фразу, произнесенную очередной “бизнес-ледью” своему другу: “для меня все эти телефоны слишком сложные, я от них устала. Мне телефон не нужен, я купила ифон”. Сейчас, когда Джобс уже давно завершил свой путь в сансаре, его фирма еще пытается трепыхаться. Они всё также ломят цены на устройства, они всё так же проводят громкие презентации “ни о чем”, только вот Кук - далеко не Джобс. Поскольку Джобс был деспотом, он подбирал себе таких подчиненных, которые были готовы слепо следовать за своим лидером. Джобс был единственным действительным лидером и идеологом компании Apple, история это показала во всей красе: совет директоров Apple его выгнал, - он создал NeXT, который внезапно начал набирать лидирующие позиции. Джобса позвали обратно - он вернулся, выгнал неугодных и воткнул NeXT Step в разработку MacOS, сделав его основой графических интерфейсов OSX. Ядро, которое было выбрано в качестве основы системы OSX - выбрано было не случайно. Сегодня никто не помнит бурю обсуждений - что именно возьмет за основу новых систем “Великий Стив”: Linux или BSD. Джобс взял BSD, по причине… лицензии. Второй причиной была истая любовь к микроядерной архитектуре подвида Mach3. То есть - используй Джобс Linux-ядро, - пришлось бы соблюдать лицензию GPLv2, то есть - открывать драйвера, выкладывать патчи и предоставлять исходники по запросу любого пользователя. В случае BSD всё было куда проще - лицензия позволяет любом использовать код BSD в любом коммерческом или некоммерческом проекте. Однако, и здесь Джобс оказался дальновиден. Лучший тестер - это не твой внутренний тестер, а сообщество любителей извращений. И ядро с минимальной серверной обвязкой пошло в массы в открытом виде, получив кодовое название Darwin. Сообщество радостно отлаживало и патчило проблемы ядра и базовой системы, портировало нужные ему инструменты, - система обрастала “мясом”. Как только этот процесс был достаточно стабилизирован - Apple внезапно перестала поддерживать Darwin. Потому как именно Darwin, по причине общего ядра с OSX, позволил создать пиратские версии OSX: Hackintosh/OSX86. Сообщество больше не требовалось, можно было стричь купоны с овечек, радостно блеющих в зале во время пафосных презентаций.

iOS, эксплуатирующая всё то же ядро Darwin, но портированное на ARM-платформу, предоставила пользователю принципиально новый, доселе пользователем невиданный, тип интерфейса. Да, да, да, к тому моменту были КПК/PDA, но толку от них было чуть - этот рынок вымирал стремительно, как динозавры, - наступала эра повсеместной связи всех и вся. Условия дешевеющей и доступной связи вытеснили кпк с рынка появившимися смартфонами. Не очень удобными, с палочками-стилусами, с уродским интерфейсом windows/palm (я не говорю про epoc/symbian, то - отдельная тема), без централизованных магазинов приложений, без возможности массовой монетизации - дорогие игрушки ни для кого. Зигота в пубертатной стадии. iOS обобщил и упростил опыт эксплуатации мобильного устройства простым смертным, не имеющим никакого особого опыта работы со всем этим новомодным электронным барахлом. Эта система дала пользователю возможность не особенно думать над тем - сколько смс будет хранить телефон, хватит ли ему памяти на это, и как вобще эти смс писать. Как выбрать пользователя, как сделать то, или это - в базе телефон (iphone) уже всё умел, и был прост в эксплуатации, также, как глянцевый журнал в руках блондинки, или hustler в руках… ну… молодого, скажем, Стива Возняка…

Замечу - сперва, в самом начале, iOS была просто очередной КПК-системой на добротно собранном КПК-смартфоне. То есть - всего того, что вы увидите в современной iOS - там не было. Не было основной штуки для потреблбителя - Apple AppStore, не было даже инструментов разработки под iOS. Все это появилось позднее - первое SDK, первые приложения, первая версия AppStore. А затем потянулись копировщики: Google со своим ведроандроидом, Microsoft со своим Windows Mobile, HP/Palm со своим webOS. Все системы и инфраструктуры копировали удобную и успешную модель Стива Джобса, чья идея легла в основу всего этого террариума.

То есть - что бы сегодня не выбрал бы пользователь, какую бы платформу он ни взял - он получит то же самое, что предлагают остальные двое, ибо все предлагают одно и то же. Едем еще дальше - кросс-копирование всех идей дошло до абсурда: у Google нет, не было и не будет талантливых разработчиков красивых скюморфных интерфейсов. Что они бы ни делали в этой области - получалось говно. Ну раз такое дело, решили разработчики, то пусть будут плоские интерфейсы! И сделали их. И, ля, то же самое сделали в Apple. И iOS внезапно превратился в такое же плоское уёжище, что и Android. Про windows даже говорить не хочу - это была изначально идея microsoft - сделать всё плоским, потому что руки у их дизайнеров росли из *опы. Сегодня копируется всё - интерфейсы, анимация, подходы к дистрибуции, монетизации, буквально - всё.

Более того - сегодня мы видим еще один крах Apple, на этот раз - уже без Стива Джобса, - ему уже не вернутья (разве что, лет через двадцать, - в новом теле) в Apple, - ровно то же самое мы уже однажды видели, когда Билли Гейтс скопировал идею графического интерфейса Apple, украденного, в свою очередь, у Xerox. Windows был ориентирован на азиатские ПК, и масс-маркет в азии сделал своё дело - никому ТАМ неизвестная американская марка Apple туда так и не попала. То же самое стало и с европой. Это сегодня все знают, что такое фирма Apple, а в 1992-м о ней слышали только профильные айтишники. Слышали. А работали на этих машинах - единицы. Ну и советские (ранние пост-советские школьники), затронувшие краешком болгарский Apple ][ ака Правецъ-8А на уроках информатики. Зато в 1994-м уже все знали, что такое Windows. Сговор и подкуп, откаты и угрозы, патентный троллинг и пиратство - это основные для Microsoft механизмы воздействия на рынок того времени…

Это всё скучно, неинтересно и плоско. Каждый зарабатывал деньги, как умел. Microsoft - обманом, Apple - идеями. А что же “светоч нового времени”, “корпорация добра”, Google? С ними всё ещё интереснее.

Идея Google родилась во времена, когда на рынке царила Altavista, единственная вменяемая поисковая система того времени, и копировавшие её поисковики (конец 90-х ХХ-го века). Google предоставил пользователям принципиально новый подход к поиску информации - одна поисковая строка, релевантные запросу результаты выдачи. Всё. Просто как 2x2. Монетизации не было как таковой, пока не появилась контекстная реклама, показываемая в выдаче результатов поиска. Эта реклама и стала основным источником дохода комании Google.

Идея расширения рынка этой рекламы легла в основу появления наиущербнейшей мобильной системы, которую сегодня мы все знаем под названием Android: взять популярное ядро системы (Linux), которое, по большей части, хорошо документировано и портировано на множество устройств, и сделать для нее свой интерфейс а-ля Apple iOS. Ну, сделать это нужно было максимально быстро, и похплевать на результат. Система должна быть открытой, чтобы начала работать модель Darwin'овского ядра, должна быть простой на уровне вхождения для сторонних разработчиков. Поскольку в корпоративном сегменте того времени (2007-й год) царила Java, - основной целевой аудиторией среди разработчиков и стали ява-недо-программисты. “По-быстренькому” была слеплена ява-машина dalvik, которая взяла на себя все функции промежуточного слоя между ядром системы и пользовательскими интерфейсами. Поскольку java - страшно тормозной и тупой язык, - в итоге мы имеем то, что имеем - смартфоны в 8++ ядер и гигабайтами оперативной памяти, которые едва-едва справляются с простейшими интерфейсами пользователя, едва живут день от одной зарядки, и выглядят… как ведро с помоями.

Но, они значительно дешевле конкурентов, которые вынуждены субсидировать разработку собственного железа под нужды своей операционной системы, - каждый разработчик смартфона сам решает задачи совместимости ядра системы со своим железом, и Google здесь играет только роль лицензиата. И то - далеко не всегда. На этом моменте мы остановимся немного подробнее, так как здесь начинается плавный переход к концепции XADADA.

Сегодня ни для кого не секрет, что ВСЕ смартфоны и планшеты ВСЕХ брендов производятся в братском китае. Тысячи мелких, сотни средних и несколько крупных фабрик кормят весь мир электроникой всех типов - от подогревателей сосок до планшетов высшего ценового сегмента.

Фирма-заказчик, в лучшем случае только разрабатывает устройство и программное обеспечение для него, создаёт комплект производственной документации и оплачивает сборочное производство. Всю остальную работу делают товарищи из китая. Таким образом, покупаете вы Apple i[pad|phone|pod], Samsung Galaxy *, или какой-нибудь Alcatel/Lenovo/Wexler/Texet/Digma/Prestigio/Dexp/DNS/BB/Highscreen/etc - вы покупаете продукцию одной из множества китайских фабрик. Ну, или вьетнамских/малазийских, что редкость… Некоторые фирмы, типа Sony или Sharp имеют свои производства “в родной стране”, но и они стараются перенести масс-продакшен на дешевые китайские мощности, когда речь заходит о продажах за пределами родного рынка.

Поскольку только Apple и Microsoft сами разрабатывают свои “операционные системы”, - они контролируют их совместимость со своими устройствами на стадии производства. Их мы затрагивать не будем - пусть живут, как живут, пока живут. Куда интереснее дела обстоят с ведроандроидом. Да чего уж там - зеленое помойное ведро с ручками называть андроидом? Много чести, знаете ли. Ведроид. Так вот, ведроид живет своей жизнью. Китайцы, как никто другой, следуют принципу “копируй успешное”, - в китае вы можете найти подделки под Apple iPhone, неотличимые от оригинала. Внутри вы найдёте всё тот же ведроид. Как вы думаете - платят ли китайские фабрики лицензионные отчисления компаниям Apple и Google? Некоторые - возможно. Но большинство - нет.

То есть, как работает эта схема производства:

Поскольку никто это устройство поддерживать не собирается в дальнейшем, у всех в этой схеме цель единовременная - продать по-быстрому, - про обновления ПО вы можете смело забыть. Через полгода-год вы выбросите этот устаревший хлам и купите другой такой-же, который также устареет в течение года, а то и раньше. Никто не будет ради вас заморачиваться с совместимостью, актуализацией и безопасностью купленного вами устройства.

Жизненный цикл устройства - от полугода до года, пока оно продаётся всякими b-брэндами под своими лейблами. Это выгодно всем.

Начали эту гонку давно, в начале двухтысячных, когда я работал директором по техническому развитию производства на одном электронном заводике, обеспечивающем гарантийные ремонты мобильной техники. Столкнулся с одной интересной штукой - принудительное сокращение жизни изделия, рассчитанное на этапе производства. Это звучит сложно, скажу проще - мобильное подразделение Siemens, чьи телефоны были крайне популярны здесь, на закате своей жизни решило, что неплохо бы ограничить срок жизни своих изделий временем гарантии. А то- что это такое, - у людей их s25 живее всех живых, и менять их они не собираются, me45 - вобще эталон живучести, и так далее… Умные головы в Siemens Mobile, занятые в производстве многослойных плат, расчитали коэффициенты термического расширения/сужения слоёв при склейке таким образом, чтобы гарантировать смерть изделия от микротрещин в напряженных участках между слоями, акурат после окончания срока гарантии. Месяц-два сверх гарантийного срока - максимум. Но так как физика иногда срабатывала раньше, например - аппарат упал с дивана на ковер, - наши ящики со скрэпом пополнялись неремонтопригодными платами регулярно…

Так вот, - каждый наклеивальщик лейблов, кому потребуются твики прошивки, - может, в принципе, получить исходники этой прошивки на условиях NDA. Такое же соглашение о неразглашении подписывает и разработчик драйверов для ядра, и тестер, и так далее… Этот тип искусственного ограничения свободы прекрасно виден на примере компании MTK, чьи чипы сейчас вы можете найти в двух третях дешевых устройств из китая. То есть - здесь мы имеем прямое нарушение основной лицензии ядра linux - GPLv2. многие компании-продавцы планшетов смартфонов на запрос исходников вполне серъезно отвечают, что “исходные коды прошивки являются нашей интеллектуальной собственностью, и вы их не получите!”

Далее - фирмы, заказывающие электронику в китае под своими лейблами, даже имеющие возможность отдать исходники, делают это крайне неохотно - это легко объяснимо, - любая мелочь, которой нет у конкурентов, продающих это же устройство, может стать преимуществом в продажах. Кроме того - так компании защищаются “от дурака”, который решил, что может сам перекомпилировать ядро, залить его в устройство, а полученный кирпич принести в сервис, и потребовать гарантийного ремонта, отказать в котором компания не сможет, потому что оснований для этого нет. Итого - уменьшение профита, уменьшение издержек на гарантийные ремонты. Да, потерянное “лицо”, но кого это колышит, ведь правда же? Главное - сиюминутная прибыль. Исключения есть, Sony, Alcatel, Samsung, LG - не для всех своих устройств, но исходники они отдают. Иногда - с боем, но взять получается…

Вторая часть этого поста про идею архитектуры проекта XADADA, как альтернативы существующим мобильным системам. Концепция PRO2PRO.

Итак, с базовой идеологией и философией современного рынка мобильных систем, будем считать, закончили. Мы находимся в позиции заключенного бунтаря, которому нужно чистиь зубы. Зача - сделать зубную щетку. Да, у нас все несколько сложнее - систем много, все одинаковые и все одинаково плохие для наших целей. Цель? Профессиональное использование системы. Вот есть у меня пара десятков серверов (самый старый - 1998-го года рождения, прошедший несколько реинкарнаций). Все - удаленные. Есть в хозяйстве и новомодные “облачные виртуалки”, есть локальная сеть из машин разных архитектур, пара маленьких кластеров, сервер, рулящий установкой из энного числа лазеров, - дохрена, вобщем. Как мне их, простите, админить? Из ведроида? Из iOS? из тьфу винды? Для потребления информационного контента все эти системы примерно одинаковы, в разной степени раздражают пользователя, но позволяют хоть как-то взаимодействовать с внешней средой. А вот для серъёзной работы они уже не подходят - их концепция для профи - полный “пшик”. Ноутбук для целей мобильности подходит плохо - не потащишь с собой на пляж в отпуске три килограмма живого веса. MacBook? Сопрут. Subnotebook/netbook? габариты, вес, удобство, цена… Мобильник? Да ну нахрен, - вы пробовали открыть ssh-сессию (хотя бы одну) на том же Galaxy NOTE*? да, экран большой, но виртуальная клавиатура сжирает столько пространства… Кроме того - нерешенной остаётся задача мультиплексирования терминалов и локальных приложений. В принципе, можно поставить какой-нибудь избыточный linux дистрибутив в качестве гостевой системы на тот же ведроид, но толку от него будет примерно столько же, сколько от лаптей на дискотеке - антураж, не более. Кроме того - хотелось бы решить проблемы прозрачного криптования всей работы, коммуникакций с коллегами-админами и руководством, безопасные соединения с серверами, и так далее, и тому подобное… Итак, нам нужна полноценная система на полноценном устройстве. Заточенная под нужды профессионала. С возможностью переключения в “пользовательский режим” а-ля iOS. То есть - гостевой системой, если она потребуется, - должен быть какой-нибудь iOS-подобный ведроид. Все данные должны ходить в обход блокировок роскомнадзора, дабы не иметь никаких ограничений. Весь софт, доступный для Linux, должен быть доступен без ограничений, - мало ли, что в работе потребуется. То есть - мы говорим про минимальный Linux, удобный в работе на тачскрине от 7", с возможностью смены интерфейса, с мультиплексированием терминальных сессий, с удобной полноценной виртуальной клавиатурой, с возможностью фильтрации сетевого трафика, с поддержкой криптования IM-коммуникаций, возможностью размещения локальных сервисов, и прочими радостями “большого линукса”. В условиях повального кризиса значимой является также и цена решения. Чем дешевле и функциональнее - тем лучше. Скайпы и прочие радости обывателя? По вкусу. Лично я - против, но добавить можно. Вплоть до запуска какой-нибудь винды ХР в каком-нибудь bosсh. Будет медленно, но работать будет. Игры? “У нас нет времени для игр, мы должны воевать!”… Воевать?! Да запросто! - Wardriving, wifi netscan, etc, - всё, что умеют дистрибутивы типа kali linux - все это доступно и нам. Java? Идите вы… :) Да, да, да, и яву свою с собой заберите! Можете забрать с собой также c#, ерланг, схему и прочие питоны с перлом. Хотя от последнего меня тошнит чуть меньше, чем от явы. :) Да и нужны они бывают… иногда…

Нам понадобится косточка, в которой нужно сверлить дырочки для щетины, выберем подходящую. Это должно быть устройство, позволяющее без особой головной боли загрузить полноценную систему. Такие устройства есть, и производятся они всё в том же братском китае, более того - сам базовый головной чип таких устройств - также китайская разработка. Поскольку я уже перелопатил десятка три различных железок - сразу скажу, что я говорю про чипы AllWinner, как наиболее полно поддерживаемые в ядре Linux (пусть даже специализированных веток и форков этого ядра, - на данном этапе это не играет никакой роли). Цена такой железки на первичном или вторичном рынке - от $20 за 7"/single core до $50 за 10"/dual core. Четырехядерники и чипы других производителей пока не рассматриваем - слишком узкая у них всех ниша. Например, RT3066/RT3188/RT32xx не имеют нормальной открытой реализации LCD драйвера, которая нам требуется.

Так, с платформой определились, теперь система:

Теперь то, ради чего это всё затевалось и к чему это ведет: на руках у “гиков-фриков-и_сочуствующих” осели десятки тысяч подходящих устройств. Они всё еще продаются по смешной цене на первичном и вторичном рынках. Это не массовый продукт, в полном понимании этого слова, - продукт нишевый, он открывает новую концепцию: сделано профи для профи, PRO2PRO. Как и положено, продукт будет первое время открытым, затем он будет закрыт, хотя все лицензии на предлагаемое нами программное обеспечение мы будем соблюдать максимально. Открытым останется только форк для первой, базовой платформы - это обеспечит вхождение в новую среду тех, кто хочет “попробовать и приобщиться”.

В дальнейшем, для новых платформ и новых ревизий системы - код и патчи будут закрыты для массового доступа и будут передоставляться только по запросу, как того требует GPL. Никаких сраных NDA, - если наш клиент посчитает нужным привлечь внимание к какой-то ветке проекта - мы не будем против, даже если он откроет полученные от нас исходники широкой публике. Мы планируем производить свои устройства, заточенные под этот нишевый PRO2PRO рынок. Где всё, кроме самих устройств, коммерческих продуктов на нашей платформе и наших затрат на разработку - будет бесплатным. Далее, - у нас будет свой полноценный хабрепозитарий приложений, своя система неотслеживаемых коммуникаций, обеспечивающая текстово-голосовой p2p чат “а-ля скайп”, с уровня консоли, свои криптующие прокси, своя служба доменных имен, с продажей/арендой поддоменов в домене 01.gg. Добавится поддержка plan9, добавится поддержка mesh-сетей, и прочие великолепные дополнения к уже имеющемуся функционалу.

Это всё планы, господа, что же мы имеем на текущий момент? Полноценную систему, построенную на описанных выше принципах.

Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!

До момента релиза проекта XADADA этот блог будет наполняться информацией о системе… В самой системе многое будет доделано и допилено… Будет завершено и тестирование системы на различных устройствах.

Широкой же публике узкого круга профильных специалистов XADADA будет представлена 13-го мая 2016 года, в пятницу, как и положено подобному проекту. Кстати, это будет день Сентеотля, бога молодого маиса.


2016-04-26 06-52



Комментарии [1] ::
  2016-04-30 16:16
  horus
  Полезная и максимально развернутая статья. Было интересно прочитать и вспомнить основные вехи мучительного процесса отладки всех компонент, но оно того стоило.

Ждём релиза.

FLY HIGH XADADA !

 Высказаться...